Эд Кевбрин
CEO в Eggs Community
Что такое
стартап-студия?
Стартап-студия, венчурная студия,
венчурный строитель — все это это одно и тоже или все таки нет? Разберемся за 8 минут в этой статье
Время чтения: 8 мин
Слова благодарности
Прежде всего хочу отметить, материалов по теме стартап-студий мало в принципе. Ну английском языке опыт многих студий не обобщен аналитически, на русском нет информации совсем. Написать этот материал меня сподвигли ряд книг, аналитических статей и исследований по этой теме, включая работу Макса Погуляева (Max Pog) под названием Big Startup Studios Research 2023 (смотреть оригинал тут). Тут много отсылок и цитат на нее, но есть далеко не вся информация. Кто хочет узнать больше — рекомендую оригинал на английском языке.
Святой Грааль современности
Стартап-студия - компания, которая делает стартапы "на потоке". Все предельно просто и это все, что нужно знать про определение студий. Внимание, теперь вопрос - кто не хочет иметь такую компанию, которая буквально штампует стартапы и зарабатывать на этом? Это же Святой Грааль! Хотят и те, у кого точно есть деньги, и те, у кого их точно нет. Тогда почему в мире всего лишь чуть больше 800 стартап-студий? Почему каждый до сих пор не сделал свою?

Я бы задала три вопроса к определению выше, ответы на которые критично знать чтобы понять суть дела:
Делать что? Стартапы - это хорошо, но каким стартапам студия может дать "нечестные преимущества" чтобы преодолеть "долину смерти"? Это вопрос инвестиционного, технологического и рыночного фокуса студии. Часто ответ на этот и другие вопросы зависит от структуры финансирования - у каждого "венчурного строителя" он свое. Отсюда вытекает уникальная бизнес-стратегия студии, основанная на "периметре экспертизы" - наборе знаний о конкретных географических рынках и силах, ими движимыми (PEST). Другими словами, чем меньше этот самый "периметр", тем меньшему числу стартапов студия в принципе может помочь выжить.
Делать как? "На потоке" - звучит тоже отлично, но это значит быть "конвеером". Но суть конвеера в оптимизации затрат на производство типовых изделий, а каждый стартап - не типовое, а уникальное изделие. Те мы уже тут начинаем говорить о "нетиповом конвейере
для нетиповых изделий". А все не типовое, как известно, не масштабируется. Получилось у 800 основателей сделать свои студии?
Это скорее всего "ошибка выжившего".
Методология lean startup (кто не знает, тот гуглит) является основной процессов многих студий, но каждая применяет ее
по своему. Это хороший материал для старта работ по созданию своего нетипичного конвеера, но это не его заменитель (как собственно материал не может быть заменителем конечного устройства). Вот так выглядит адаптированная методология нашей студии.
Так, а как же методология lean startup?
Делать с кем? Можно самим (founder), можно взять кофаундеров в новый проект (co-founder), можно войти в зрелый проект (late-founder), можно купить старый стартап и "переупаковать" его в новый (re-founder). В каждом конкретном случае возникает работа с разными людьми и студия должна им предлагать разные ценности.

Ответы на эти вопросы и есть определение стартап-студии в широком смысле. А так да, компания которая делает компании — стартап-студия.
Easy. Ответы на вопросы формируют профиль студии. Например у нас профиль выглядит так.
Определение стартап-студии включает в себя ответ на 3 вопроса: делать что? делать с кем? делать как?
Разновидности студий
Давайте теперь про скучное - как группируются стартап-студии? Как отобрать те студии, которые щедро поделятся капиталом и не будут "лезть" в идею ко-фаундера? Предоставят необходимую, но не излишнюю поддержку? Стартап-студии группируются так:

- по вовлеченности и происхождению идеи,
- по стратегии работы с ко-фаундером,
- по источнику фондирования,
- по профилям ко-фаундеров
По вовлеченности и происхождению идеи
Коллеги из Efounders предложили интересную матрицу: они разбили стартап-студии на 4 группы. Те, кто берет больше 50% уставного капитала и инвестируют в идеи найденные внутри студии, попали в левый верхний угол. Это категория "Создатели платформ", где под "платформой" понимается набор бизнес-процессов, которые позволяют найти, сгенерировать и быстро оценить идею, разработать продукт и найти первых покупателей. Что продает студия ко-фаундерам? Time-to-market. Можно совершать свои ошибки, можно сэкономить время и воспользоваться наработками студии. Что легче и быстрее?

Есть еще три квадрата. Ребята, которые также контролируют мажоритарную долю, но берут идеи "из вне" предоставляют "движок" для их запуска. Например Rocket Internet клонирует e-commerce сайты между рынками. Их "движок" - это не аналог Shopify, это снова набор — бизнес процессов и ноу-хау по запуску e-com бизнеса в любой точке мира, где есть интернет. Оставшиеся два квадрата - "Креативные безумцы" и "Сервисные эксперты". Они зачастую берут не более 40%, но дают ограниченный набор услуг: некоторые даже ограничиваются отдельными сервисами типа регистрации юр.лица в выбранной юрисдикции или услугами аккаунтинга, консалтинга и тп. Разница между ними в том, откуда берутся идеи: генерируются внутри студии или приходят снаружи от ко-фаундеров.
А какие средние
параметры у средней студии?
34% - средний объем капитала студии в стартапе

30-40 гипотез - в среднем нужно проверить
чтобы запустить 3-4 компании

1,26 млн $ - средний (операционный
и инвестиционный) бюджет стартап-студии в год

2 человека - среднее количество ко-фаундеров в одном стартапе студии

9 мес - среднее количество месяцев для выхода стартапа на операционную доходность (IT - быстрее, диптех - дольше)
По другим параметрам
Традиционно студии делят еще по трем разным параметрам согласно таблице выше. Зачастую профиль студии выстраивается исходя из синхронизации этих трех столбцов. Например, если студию создает корпорация ACME, то скорее всего профиль студии будет — "Венчурный строитель". Работать она будет по модели "Фаундер" и привлекать "Опытных наемных рабочих" из числа сотрудников своей компании.
Мы называем это консистентной (сбалансированной) бизнес-моделью, которая может достичь устойчивости в течение 2-3 лет. Почему? Потому что, скорее всего, корпорация ACME будет делать упор на развитие стартапов в тех нишах, где у нее есть "нечестные преимущества" (технологии, рынки, каналы дистрибуции), для этого она готова выделять любое денег (это относительрно защищенные инвестиции в диверсификацию своего основного бизнеса) и ей понадобятся тут знания и опыт текущих сотрудников (да и терять хороших спецов из-за того, что не могут они реализовывать свои идеи на рабочих местах откровенно не хочется). Сбалансированная бизнес-стратегия.

Тоже самое касается других профилей, которые можно сложить из этих параметров. Конечно, учитывая количество опций, может быть много вариантов. "Стартап-студия" с моделью "Ре-фаундер" и "Серийными предпринимтаелями" на борту будет совсем другой и, возможно, устойчивой при определенных обстоятельствах. А может и нет — все зависит от фаундеров самой студии.
Существующие оргструктуры
С точки зрения оргструктуры выделяют три варианта устройства студии: холдинг, фонд, или холдинг с фондом. Давайте по каждому пройдемся отдельно.
Вариант 1. Холдинг самый простой вариант. Инвесторы вкладывают деньги в стартап-студию, которая создает стартапы в качестве дочерних компаний (ДК). Именно такая структура был выбрана в одном нашем проекте. Плюсы - это просто. Минусы - это не масштабируемо из-за потенциального конфликта операционной команды и инвесторов. Дело в том, что у каждого инвестора свой профиль и у каждой команды свой "периметр экспертизы". Инвесторы устанавливают жесткие условия, команда ищет команды/идеи, но поскольку количество и тех и других не безгранично, то постепенно качество проектов ухудшается. Так можно "разложить" 1-2 млн$ на промежутке времени до 3х лет. Хорошо подходит для корпораций, создающих стартап-студии в виде дочерней SPV с коротким горизонтом жизни, чтобы вытащить из компании наработки и превратить их в отдельные продукты, диверсифицировать бизнес.

Вариант 2. Фонд с выплатой вознаграждения команде стартап-студии выглядит лучше. Фонд аггрегирует инвесторов, команда студии прикладывает свои навыки и знания чтобы создать на эти деньги стартапы. Плюсы - инвестиционный, рыночный и технологические фокусы гораздо шире, проще входить/выходить новым инвесторам в случае несогласия со стратегией работы команды студии. Минусы - команда стартап-студии не заинтересована в том, чтобы стартапы выживали в долгосрочной перспективе, тк она, фактически, представляет собой группу наемных рабочих с окладом в 2% от размера фонда. В целом тут можно сбалансировать эту самую группу нужными отраслевыми экспертами, а сам фонд вполне себе может попадать в фокус институциональных инвесторов (типа НПФ) с горизонтом 5-10 лет. Так можно разложить 5-15 млн$ с обозначенным ранее длительностью жизни фонда.

Вариант 3. Вот самый вкусный вариант. Отдельный фонд и отдельная стартап-студия. Учитываются краткосрочные и долгосрочные интересы инвесторов фонда и основателей студии. Можно создавать фонды разного размера с разным инвестиционным фокусом в зависимости от географического рынка и требований инвесторов. Все и гибко и прозрачно. Тут также можно разделить обычные и привилегированные (голосующие)
акции между собственниками стартапа, что важно с точки зрения принятия решений в развитии стартапов, минимизирует риски деадлоков и повышает прозрачность процессов.
Зачем студия фаундеру?
Чтобы сделать бизнес, нужны основатели. Тут либо приглашать
предпринимателей со стороны, либо делать предпринимателей из текущих сотрудников (так называемых entrepreneur-in-residence). Мы делаем и то и другое. Так зачем умному основателю студия в качестве партнера? Как правильно сказал один из наших ко-фаундеров: "Студия полезна тогда, когда забирает на себя операционку, лоббирует продажу твоего продукта и позволяет оптимизировать стоимость разработки ПО". Все это мы делаем. Но это в общих чертах, а какие конкретно процессы забирают студии?

Чем полезна студия ко-фаундерам?
- финансирование (первый инвестор в продукт),
- привлечение инвестиций (привлекают самостоятельно инвестиции),
- административные услуги (юридические, бухгалтерские, аренда и тп),
- управленческие услуги (продакт-менеджмент, бизнес-аналитика, дизайн),
- нетворкинг (подбор ко-фаундеров, сотрудников, экспертов),
- психологическая поддержка (коучинг, поддержка от выгорания и тп),
- менторское сопровождение и экспертиза.

Логично предположить, что чем больше услуг предоставляет студия, тем бОльший процент она берет себе.

Чем полезен ко-фаундер студии?
- формирует видение продукта,
- управляет командой студии,
- заключает договора с первыми клиентами,
- осуществляет управление компанией до выхода на точку безубыточности,
- нанимает сотрудников,
- привлекает инвестиции совместно со студией.

Часто в студиях ко-фаундеры закрывают определенные функции. На ранних этапах развития компании таких функций три. По каждой свои
должностные инструкции и зарплатные "вилки". На этих должностях зарплаты редко рыночные (иначе зачем куда-то спешить), но зато есть участие в будущей прибыли. Win-win.

Роли ко-фаундера в студии?
1. Ответственный за развитие бизнеса - BDM.
2. Ответственный за разработку - Developer.
3. Ответственный за продукт - Product.

Каких ко-фаундеров мы ищем?
Для нас прежде всего важно, чтобы у партнера было видение того, как продукт на конкретном рынке может что-то изменить, улучшить, как он поможет решать текущие проблемы рынка "по-другому". Это самое главное. Если наши видения совпадают (матчатся, от англ. "to match"), то можем обсуждать условия сотрудничества. Помимо синхронизации мировоззрений на будущее рынка также важно чтобы партнер умел набирать людей (leadership) и умел привлекать инвестиции (to be fundable). По нашему опыту таких ко-фаундеров примерно 1% от всех заявителей. Вы в их числе?

Если да, то чтобы подать заявку в студию надо заполнить анкету ко-фаундера, изучить наш профиль, полистать методологию и презентацию. После заполнения анкеты мы сделаем встречу и даже если тут все ок, то подписываем Соглашение о намерениях и начинаем работу. That's all folks!
Интересно сотрудничество? Есть вопросы? Контакты ниже
Удобно по электропочте