Эд Кевбрин
CEO в Eggs Community
> 20 трендов
этой эпохи
Любой бизнес пожинает плоды изменений. Хороший бизнес пожинает плоды больших изменений - трендов. Какие я вижу тренды и как на них можно заработать?
Время чтения: 5 мин
Не хайп
Вы когда нибудь задумывались, чем отличается хайп от тренда? Я да. И не понаслышке знаю различие. В 2017 году на пике хайпа ICO мы даже запускали стартап Eggs Datacenter, который после быстро спада хайпа
также успешно загнулся. Хайп - это то, о чем все говорят, приплетая
надуманные ожидания и подгоняя факты, чтобы подтвердить свою теорию. Так в 2017 году многие ожидали, что в будущем компании смогут привлекать деньги на биржах, а через выпуск токенов. Тогда эйфория закончилась также быстро как и началась. О трендах напротив не говорит никто. Это медленные, но неотвратимые изменения, которые, тем не менее, возносят на гребень успеха те компании, которые его вовремя разглядели. Ниже я привожу тренды, которые мы наблюдаем вокруг.


Старение населения
Один из самых очевидных трендов - постепенное старение населения в развитых странах. Россия в 2015 году прошла рубеж, когда количество нетрудоспособного населения превысило число тех, кто может работать. Примерно такая же ситуация в европейских странах, чуть лучше дела в других странах BRICS. Что значит этот тренд? Как минимум то, что молодые в будущем будут зарабатывать меньше, чем люди в возрасте, большая часть из которых в развитых странах будет жить на пенсии и пособия государства. Для нас это значит, что есть смысл ориентировать разработку продуктов на людей в годах. Например прогноз доходов различных групп населения в Британии отлично это иллюстрирует. Что это значит для нас как для предпринимателей и продуктологов? Нужно делать проекты, рассчитанные на таких людей. Не обязательно в России - этот тренд коснется всех развитых стран. Для технологических стартапов даже выделили отдельную категорию - SilverTech.
Еще тренды
1. Индивидуализация - персональные подборки БАДов, подарков, контента, аддитивное производство (3D печать), мелкосерийное производство. Другими словами, все, что в XX веке было массовым, теперь, благодаря технологиям, можно производить небольшими партиями, при этом себестоимость растет примерно на 10%.

2. Грин - "зеленые" технологии, ВИЭ, электрические авто, чистая энергия, продукты питания без ГМО, разделение отходов и системы утилизации. Все, что касается защиты природы и переработки - пользуется большим интересом.

3. ИИ - автоматизация процессов, действий, задач сотрудников. Уже сейчас есть смысл любую рутинную задачу автоматизировать с помощью инструментов машинного обучения (ML) и нейросетей, так растет UIPath.

4. On demand - по требованию: видео, работа, квартира, машина. Сервисы, товары и услуги предоставляются "здесь и сейчас", без задержек, без накладных ежемесячных расходов.

5. Cloud - перенос в облака хранения, обработки, вычислений, производства. Физические ресурсы ограничены, но их можно расширить
за счет облачных ресурcов.


6. Виртуальные миры
- создание контента «чтобы не думать»: игры, фильмы, книги. Сегодня в игры играют более 2 млрд человек во всем мире. Чем сложнее жизнь, чем хуже реальной экономике - тем больше процветают платформы с виртуальными мирами - можно вкладывать деньги в продукты с историей.

7. Недостаток - недостаток невозобновляемых ресурсов: воды, пахотных земель, нефти, физического места, времени. К концу столетия количество людей превысит 12 млрд человек, вырастет потребность в пресной воде,
в месте для жизни, физическое будет продолжать дорожать. Это можно использовать для инвестиций в покупку земли возле моря, например.

8. Оверлоад - переизбыток возобновляемых ресурсов: информации, денег
и товаров. Все, что можно клонировать с минимальными (нулевыми) транзакционными издержками - будет скопировано и еще больше
потеряет в реальной стоимости. Люди будут больше доверять знакомым сообществам и меньше скопированной информации.

9. Протекционизм - усиление контроля за границами, персональными
данными (GPDR), национальными финансами, производством. Век
глобализации окончен - наступила эпоха защиты национальных интересов, это значит, например, будет расти стоимость инкорпорирования в разных странах и стоимость денежных переводов.


10. Акселерация
- все большее ускорение: быстрый транспорт (HyperLoop), доставка всего за 15 минут, конструкторы сайтов, no-code, совместная работа с БД. Если сервис позволяет что-то ускорить - он будет пользоваться спросом.

11. Диджитализация - перевод систем включая человеческий организм, из атомов в биты. Ваш сервис создает цифровые "капсулы времени"? Или помогает сделать третью механическую руку? Да, это тоже диджитализация.

12. Мой дом = моя крепость - улучшение личного пространства: умные вещи, умные колонки, домашняя гидропоника. Люди продолжат облагораживать пространство. Мебель для уютной работы из дома удаленным работникам, сервисы аренды этой мебели - все продолжит
набирать цену.

13. Встроенные финансы - нефинансовые компании забирают себе финансовые услуги. Да, все началось с Apple Pay, но добавление финансовых услуг к любому продукту изменяет его юнит-экономику, поэтому скоро каждая компания станет банком - сама или через партнера.

14. Ментальное здоровье
- упор на здоровье духа: товары для сна, приложения до медитации, услуги психологов. На практике - если человек плохо спит, то продать ему дорогой матрас для сна - дело не сложное. Все что поможет сохранять рассудок в меняющемся мире будет востребованно.

15. Постоянное расширение - стремление к исследованию космоса и глубин естественных наук: биология, физика. Желание "открывать Америку" никуда не делось и все, что поможет исследовать неисследованное - отличное направление для инвестиций. Говорят, что Spacex - прекрасная гавань для венчура - потенциал неисчерпаем, а когда окупятся инвестиции - неизвестно.

16. Расшаривание ресурсов
- покупка времени пользования вещами, вместо владения: машины, дома, время других людей, инфраструктура. Владеть чем-то - моветон. Чем больше будет бедной молодежи, тем больше будет потребности "расшарить" все - от жилья, до детских колясок.

17. Виртуализация (O2O) - превращение физического в виртуальное: ритейл Amazon Go, услуги. Это не диджитализация. Это скорее отказ от физического там, где мы к нему привыкли. Что такое виртуальный магазин? Тот магазин где нет продавца. Что такое виртуальная парикмахерская? То место, где больше нет парикмахера.

18. Коммодитизация
- превращение сложного и штучного в массовое и простое. Отличный пример - доступ в интернет. Тяжелый и медленный
процесс раньше, сейчас - это неотъемлемая часть нашего быта по цене булки хлеба. Массовизация привела к стандартизации и удешевлению.

19. Клиповое мышление - восприятие только очень короткой информации, которую можно проглотить за один раз и за 5-7 минут, а то и за 5-7 секунд. Из-за переизбытка информации люди не могут запоминать много, они запоминаю мало, зато могут делать это чаще. Tik Tok - замечательный проявление этого тренда.

20. Асинхронное общение
- переход от синхронного общения по звонкам к асинхронным мессенджерам. Общение больше не требует двух людей в одном месте в одно время. Можно делать сервисы на синхронном общении (групповые созвоны в ClubHouse), а можно на ассинхронном (голосовые сообщения в месседержах).

21. Возобновляемая экономика
- продлевание цикла жизни вещей с помощью переработки и/или перепродажи. Это часть Грин-тренда и тренда, связанного со старением населения. Все что позволяет продлять срок службы физических вещей - будет пользоваться спросом.
Интересно сотрудничество? Есть вопросы? Контакты ниже
Удобно по электропочте